История региона Коньяк
Коньяк

Начиная с III века, на территории, которая сегодня лежит в границах современного региона Коньяк, все активнее начинает развиваться виноградарство и виноделие. В XII веке здесь появляется виноградник Пуату, занимающий достаточно большую территорию и производящий вина, которые спустя сто лет уже были известны за рубежом. На протяжении нескольких столетий территория региона все активнее засаживается виноградниками, а город Коньяк (Cognac) становится одной из крупнейших точек винодельческой отрасли.

Начиная с III века, на территории, которая сегодня лежит в границах современного региона Коньяк, все активнее начинает развиваться виноградарство и виноделие. В XII веке здесь появляется виноградник Пуату, занимающий достаточно большую территорию и производящий вина, которые спустя сто лет уже были известны за рубежом. На протяжении нескольких столетий территория региона все активнее засаживается виноградниками, а город Коньяк (Cognac) становится одной из крупнейших точек винодельческой отрасли. Но полноценной торговле вином мешало существенное снижение его качества во время транспортировки, поэтому в Голландии, активном потребителе вина из этого региона, стали использовать его в качестве сырья для перегонки с целью повышении его крепости, которая теряется при перевозке. В итоге получалось brandwijn («жженое вино»), название которого впоследствии стало звучать как бренди, но до коньяка этому напитку было еще далеко.

Все эти манипуляции не улучшали, а лишь ухудшали вкус поставляемого вина, но ситуация изменилась, когда французы стали использовать новый метод двойной дистилляции. Все началось с голландских перегонных кубов в Шаранте, благодаря которым были заложены основы в разработке технологии производства коньяка. После оборудование для производства коньяка совершенствовалось, и методики оттачивались. Сыграла свою роль и длительная перевозка – если раньше долгие месяцы пути портили вино, то теперь виноделы стали замечать, что качество спирта, перевозимого в дубовых бочках, становилось гораздо лучше. Так, в XVII веке зародилась традиция производства знаменитого алкогольного напитка, известного как коньяк. 

В дальнейшем, на протяжении двух веков рынок сбыта расширялся, увеличивались продажи, поскольку популярность коньяка неуклонно росла как на территории страны, так за рубежом. Не только Голландия, уже знакомая с этим продуктом, но Европа и Америка становятся его потребителями. Такой всплеск популярности породил немало производителей по всему региону, к которым присоединилось не меньшее число компаний – продавцов. Многие имена как из числа тех, так и других стали всемирно известны, и продолжают звучать до сих пор, будучи уже маститыми представителями коньячной отрасли. Производство было поставлено на поток, изменилась и тара, поскольку бочку заменила бутылка коньяка, в которой он стал выпускаться и продаваться, хотя роль бочки, как емкости для выдержки, осталась неизменной.

В конце XIX века произошло событие, приведшее к колоссальным потерям среди торговцев и производителей и во многом откинувшее коньячную индустрию назад. Нашествие филлоксеры, прокатившееся по виноградникам всей Европы, не обошло и виноградники Франции, где производились коньяки и вина. Настоящая эпидемия уничтожила большую их часть, сократив площади под посадками виноградников в семь раз. Но со временем применение метода прививок лозы нужного сорта на американскую корневую систему, более устойчивую к болезни, позволило восстановить виноградники. Постепенно благодаря своим характеристикам выделился сорт Уни Блан, оптимальный как для выращивания, так и с точки зрения вкусовых качеств и химического состава. 

Помимо этого, в данный период идет активная работа по формированию законодательной базы, регламентирующей нормативы изготовления коньяка. Именно в начале XX века были изданы основные положения, определяющие как географические рамки региона и апелласьонов, его составляющих, так и состав (сорта винограда, возможность добавления сахара) и методику производства коньяка (шарантский метод двойной перегонки) и его выдержки. Появились организации, осуществляющие контроль за его качеством, что все вместе было направлено на укрепление продукта на рынке и сохранение его лучших качеств.